(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны. Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» (Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.
В Житии М. Я. подчеркивается заслуга в его воспитании матери, к-рая названа агиографом «святой» и «премудрой»: «въспита в страсе Господни и научи святымъ книгам и всякои премудрости». До смерти старшего единокровного брата Святослава М. Я., по-видимому, владел каким-то уделом в Тверской земле. О существовании уделов свидетельствуют летописные упоминания кашинских и зубцовских полков.
С основанием в 1285 г. каменного кафедрального Спасо-Преображенского собора, который впоследствии станет символом Твери, связано 1-е летописное известие, где М. Я. уже действует как Тверской князь: кафедральный храм заложен им вместе с матерью и еп. Симеоном на месте прежней ц. во имя святых Космы и Дамиана. Собор стал 1-м каменным храмом в Сев.-Вост. Руси, возведенным после татар. нашествия.
Летописи сообщают, что в том же 1285 г. литовцы напали на волость Тверского владыки Олешню. В ответ на эту акцию, согласно Лаврентьевской летописи, «совкупившеся Тферичи, Москвичи, Волочане, Новоторжьци, Зубчане, Рожевичи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483) одержали победу над неприятелем. Имя Тверского князя здесь не названо, но и все др. полки представлены в известии без имен князей и воевод, поэтому делать вывод о непосредственном участии (или неучастии) М. Я. в этих военных действиях затруднительно.
Однако союзные отношения, о которых свидетельствуют совместные действия против литовцев, были нарушены уже в 1288/89 г. Вел. кн. Владимирский св. блгв. Димитрий Александрович «созва братью свою Андреа Александровича и Данила и Дмитриа Борисовича и вся князи, яже суть под ним, и поиде с ними ко Тфери» против не захотевшего «покоритися великому князю Дмитрию» М. Я. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 34). Участники похода опустошили пределы Кашина (город не был взят), сожгли Кснятин и направились к Твери. М. Я. выступил с тверским войском навстречу, однако столкновения не произошло и был заключен мир.
Дюденева рать изменила политическую ситуацию, и Владимирское княжение перешло к Андрею Александровичу, с к-рым впосл. (после смерти Димитрия в 1294) М. Я. примирился. Этому примирению, однако, предшествовал еще один конфликт, не завершившийся военными действиями. В кон. 1296 - нач. 1297 г. вернувшийся из Орды Андрей Александрович организовал поход на Переяславль. В это время Иван Дмитриевич Переяславский был в Орде, но по договоренности М. Я. должен был «блюсти» его «отчину». У Юрьева войско вел. кн. Андрея встретили полки М. Я. и Даниила Александровича Московского. Был заключен мир. К 1296 г. относится договорная грамота М. Я. с Новгородом, где в случае «тяготы» Тверскому князю «от Андрея, или от тата(ар)ина, или от иного кого» новгородцы должны «потянути» с ним, «а не отступити» от него «ни в которое же веремя» (ГВНиП. № 4. С. 14). Важно заметить, что в этом ряду упоминается и «татарин», возможность борьбы с к-рым рассматривается М. Я. в той же мере, как и с др. неприятелями.
Союзные же отношения с Андреем Александровичем были установлены на княжеском съезде в Дмитрове в 1300 г. после убийства Ногая и устранения двоевластия в Орде.
Важным деянием М. Я. (вместе с матерью Ксенией) после смерти владыки Симеона стал выбор нового еп. Андрея, к-рого в 1289 г. рукоположил в Тверские владыки митр. Киевский свт. Максим. Был освящен, а затем расписан кафедральный Спасский собор. Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) под 6805 г. содержит уникальное известие о строительстве и освящении в Твери ц. св. Афанасия (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Закладывается г. Старица.
В эти годы св. блгв. кнг. Анна родила дочь Феодору, сыновей Димитрия (1298) и Александра (1300), впосл. у княжеской четы родились сыновья Константин (1304) и Василий (ок. 1316/17).
В 1304 г. умер вел. кн. Андрей Александрович. По свидетельству Жития М. Я., он завещал последнему великое княжение как старшему из рода Ярослава Всеволодовича. Эта информация хорошо согласуется с известием Новгородской I летописи (НПЛ) о том, что после преставления вел. кн. Андрея его бояре «ехаше во Тферь» (НПЛ. С. 92). Поддерживал М. Я. и свт. Максим. Вместе с др. претендентом на великое княжение, Московским кн. Георгием (Юрием) Данииловичем, Михаил отправился в Орду, где от хана Тохты получил ярлык на великое княжение; в кон. 1305 г. М. Я. вернулся на Русь.
Проблему составляла и дальнейшая судьба выморочного Переяславского княжества, власть над к-рым стремились установить московские князья. По сложившимся нормам такое княжество должно было войти в состав Великого Владимирского княжения. Однако кн. Иван Дмитриевич Переяславский завещал свои владения Даниилу Александровичу. М. Я. смог обеспечить вхождение Переяславля во Владимирское княжение. Др. конфликт с Москвой был из-за Новгородского княжения. Еще во время пребывания М. Я. в Орде его бояре тщетно пытались посадить в Новгороде его наместников, а новгородцы ждали самого князя. По всей вероятности, в это время М. Я. дважды предпринимал походы на московские территории. 16 июля 1307 г. М. Я. занял новгородский стол. Заключенному в этом году договору вел. князя с Новгородом (ГВНиП. № 9-10. С. 19-22) предшествовала серия проектов.
В 1312 г. в результате конфликта с новгородцами М. Я. вывел из Новгорода своих наместников и, перекрыв пути («Торжек зая и Бежичи и всю волость»), организовал хлебную блокаду Новгорода. После переговоров, на которые был отправлен новгородцами архиеп. Давид, князь «ворота отвори» и отправил в Новгород наместников. В 1314 г. уже новгородцы арестовали наместников М. Я. и ходили «ратию к Твери» в отсутствие находившегося в Орде князя.
Попытки новгородцев посадить на стол князя Московского в 1316 г. привели уже к военному конфликту. 10 февр. М. Я., который пришел «со всею Низовьскою землею и с Татары» (НПЛ. С. 94), разгромил у Торжка новгородское войско. Наместник Юрия Данииловича, его брат Афанасий и новгородские бояре оказались в заложниках в Твери. «Кремник» Торжка М. Я. «повеле разнести» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). После этого была составлена новгородско-тверская договорная грамота (докончание), к-рая не сохранилась, а в 1317 г. была заменена другой, писавшейся при новом посольстве архиеп. Давида. Новгородцы выплатили за находившихся у М. Я. «в тали» (заложников) значительные средства.
Церковная политика М. Я. в период его великого княжения отражена в письменных памятниках недостаточно полно. В 1305 г., когда умер св. митр. Максим, от Сев.-Вост. Руси на поставление новым митрополитом в К-поль отправился игум. Геронтий. Одновременно (или несколько ранее) в К-поль поехал свт. Петр как кандидат на Галицкую митрополию (см. Галицкая епархия), к-рый был, однако, поставлен на Киевскую митрополию. События, развернувшиеся далее, известны из Жития св. митр. Петра, в к-ром М. Я. не упоминается ни прямо, ни косвенно. Тем не менее сложилось представление, что игум. Геронтий был непосредственной кандидатурой вел. князя. Аргументом в пользу этого служила информация, сохранившаяся в посланиях К-польского патриарха Нифонта I (1310-1314) и монаха «Богородицкой лавры» (тверского Отроча мон-ря) Акиндина к М. Я. Из посланий следует, что Петр на митрополичьей кафедре был для М. Я. нежелательной фигурой. В послании патриарха Нифонта говорится о том, что вел. князь вправе обвинять митрополита и ждать разбирательства от патриарха, по результатам которого, пишет Нифонт, если тот не исправится, «другого поставим, кого въсхочет твое боголюбьство» (ПДРКП. № 16. Стб. 149). В Киприановской редакции Жития о Геронтии говорится, что «не достоит миряном избрания святительския творити» (Клосс. С. 40). Эта информация свидетельствует о том, что он был кандидатом М. Я.
Акиндин также писал князю (возможно, из К-поля, куда он был им послан) об обличении грешного митрополита как не только о возможном, но и о должном для вел. князя: «Ты истязан имаши быти на страшнем и нелицемернем судищи Христове, аже смолчиши митрополиту» (ПДРКП. № 16. Стб. 158). Прерогативы вел. князя уподобляются прерогативам императора, в т. ч. и в отношении Церкви. Тем не менее никаких исключительных действий со стороны М. Я. по отношению к митр. Петру не последовало. В кон. 1310 или в нач. (до марта) 1311 г. состоялся церковный Собор в Переяславле. Основным обвинителем выступал Тверской владыка Андрей. Обвинения касались симонии и разрешения браков вплоть до 4-й степени родства.
Важно, что не только в рус. летописях и актах, но и в послании патриарха Нифонта титул М. Я.- «великий князь всея Руси». Очевидно, что этот титул был использован самим М. Я. в послании к патриарху, ответом на к-рое стала рассматриваемая грамота. Патриарх Нифонт писал, что М. Я. Богом дана «власть и княжение», в Написании Акиндина утверждается: «Царь еси, господине княже, в своеи земли». Как показал Кучкин, это выражение является переводом лат. фразы «Rex est impera tor in suo regno» (Кучкин. О принятии. 2008. С. 20). Он обращался к М. Я. как к «Богом съхраненому и благочестивому и благочестия держателю, великому князю Михаилу и честному самодержьцю рускаго настолования» (ПДРКП. № 16. Стб. 149). Здесь подчеркнута верховность и суверенность власти М. Я. на Руси, хотя существовала власть Орды. Как титул, а не почетный эпитет данная формула сопровождала имя князя и тогда, когда он «отступился великого княжения» в пользу Юрия Данииловича Московского не только в летописных текстах, но и в новгородско-московско-тверском договоре 1318 г.
При М. Я. появились публицистические произведения с обоснованием необходимости сильной княжеской власти, указанием на роль этой власти в освобождении от иноземного господства; велось великокняжеское летописание (оформляется Свод 1305 г.), работали книгописные и иконописные мастерские, строились церкви.
Вскоре в Твери умерла жена Юрия и сестра Узбека Кончака. Хотя Тверской князь не был заинтересован в ее смерти и был явно к ней не причастен, обвинения пали на него. Юрий, убив в гневе тверского посла, вместе с Кавгадыем отправился в Орду. В Житии М. Я. говорится, что Кавгадый собрал с собой верных Юрию князей и бояр новгородских, готовых свидетельствовать против Тверского князя, а также подготовил грамоты с ложными обвинениями. 6 авг. 1318 г. М. Я. получил вызов в Орду к хану: «Зовет тя царь. Буди вборзе за месяць, аще ли не будеши, уже воименовал рать на твои город. Обадил тя есть Ковгадыи къ царю, глаголя: «Не бывати ему во Орде»». М. Я., получив благословение Тверского еп. Варсонофия, отправился во Владимир-на-Клязьме, а оттуда в Орду. Два старших и любимых сына, Димитрий и Александр, сопровождали отца до Владимира. Они предложили поехать к Узбеку вместо него: «Не езди сам в Орду, которого хощеши, да того пошлеши». М. Я. сказал, что в Орде хотят именно его «головы». Понимая, что едва ли вернется живым, он дал сыновьям прощальный наказ, уча «кротости, уму, смирению же и разуму, мужеству, всякои доблести, веляше последовати благым своим нравом» и передает грамоту-завещание («раздели им отчину свою»). 6 сент. Тверской князь прибыл в Орду, где его встретил посланный им туда ранее сын Константин.
Через полтора месяца состоялся суд. Ордынские «князья» собрались в одной «веже», разложив перед собой грамоты, где были записаны ложные обвинения в отношении М. Я., главное из к-рых - сокрытие дани. Житие раскрывает роль Кавгадыя в ходе суда: тот предстает как «судья и сутяжи, тои же лжив послух бываше». В следующий раз суд заседал через неделю, к 1-му обвинению добавилось: «...противу посла билъся еси, а княгиню Юрьеву повелел еси уморити». М. Я. отвечал, что все полученные и отданные в качестве дани средства у него записаны, ничего не утаено. Посла (Кавгадыя) он с честью отпустил, а относительно Кончаки «ни на мысли ми того сътворити». Ханские судьи осудили Тверского князя на смерть даже не по тем обвинениям, к-рые были предъявлены. Они все решили заранее: «Поносы и узами стяжим его и смертию нелепотною осудим его, яко неключим есть нам, не последуетъ нравом нашим». М. Я. был закован в тяжелую деревянную колоду, его разлучили со свитой: «Тое же нощи отгнаша от него всю дружину, силно бьюще, и отца его духовнаго Олександра игумена. И оста един в руках их». В дальнейшем днем дружина к князю допускалась, и М. Я. в присутствии своих бояр старался не показывать своей печали, просил и их не печалиться, видя на нем «древо сеи».
Хан пошел «на ловы» (охоту) и приказал, чтобы М. Я. вели за ним. Автор Жития рассказывает, что в этот момент возможность спастись у М. Я. была, но представление о княжеской чести и ответственности за дружину и людей, его сопровождавших, не позволило ему воспользоваться предложением слуг на охоте: «Се, господине, проводници и кони готови, уклонися на горы, живот получиши». Князь ответил, что никогда не поступал таким образом и не сделает подобного сейчас, не оставит «дружину свою в такои беде».
20 нояб. 1318 г. Кавгадый привел М. Я. в оковах на торг - держать ответ перед «заимодавцами». Он поставил его перед собой на колени: «величашеся безаконныи, «власть ими» над праведным». Много часов святой давал ответы на вопросы, а на торгу собиралось все больше народа. Кто-то из толпы сказал: «Господине князь, видиши ли, селико множество народа стоят, видящи тя в таковои укоризне. А преже тя слышахом царствующаго во своеи земли».
Тело погубленного князя Юрий Даниилович отправил в Москву, и только взяв с сыновей М. Я. Димитрия и Александра «множество сребра», «мощи блаженнаго Михаила повеле отпустити въ Тферь». Св. князь был погребен в Спасо-Преображенском соборе, который был создан его попечением, «посторонь епископа Семиона» (Кучкин. Пространная редакция. 1999. С. 125-163) .
Почитание М. Я. началось уже вскоре после его мученической кончины. Подтверждением раннего его почитания является то, что первоначально князь на миниатюре рукописи Хроники Георгия Амартола (кон. XIII - 1-я пол. XIV в.) был изображен с нимбом (Быкова Г. З. Реставрация памятника и исследование двух выходных миниатюр Хроники Георгия Амартола // ГСУ, ЦВСП. 1989. София, 1991. Т. 83(3). С. 259-260).
Древнейшая из сохранившихся Пространная нелетописная редакция Жития М. Я. наиболее полно отразила первоначальный вариант - нелетописное Житие, которое затем попало в Свод Арсения Тверского 1409 г. и впосл. включалось в сборники и более поздние летописи. Пространная редакция была написана духовником М. Я. игуменом тверского Отроча мон-ря Александром. Идея жертвы «за други своя», проводимая его автором, объединяет оба аспекта подвига М. Я.: мученичество в христ. понимании и жертву во имя спасения сограждан. Как показано Кучкиным, Житие было составлено в кон. 1319 - нач. 1320 г., скорее всего оно читалось уже в тверском великокняжеском своде 1327 г. Довольно ранний вариант его частично отразился в Никоновской летописи, Житие включал Свод Арсения Тверского 1409 г.; этот вариант, подвергшись редактуре, отразился в Софийской I летописи старшего извода. В сокращенном виде памятник сохранился в составе Рогожского летописца и близких к нему сводов (см. Летописание). В разного рода переработках повествование встречается во многих летописях XV-XVI вв. Ок. сер. XVI в. Житие вошло в ВМЧ свт. Макария, а затем в значительной стилистической и идеологической обработке было включено в «Книгу степенную» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.). Всего насчитывается 4 нелетописные редакции Жития и 8 летописных.
Общерусское почитание святого утверждено в 1549 г. на II Макариевском Соборе в Москве. Согласно исследованию Кучкина, Служба М. Я. (стихиры и 1-й канон) была создана в Твери в XIV-XV вв.; 2-й канон, видимо, был составлен в XVI в. в связи с канонизацией святого (Кучкин. Повести. 1974. С. 189; список 60-х гг. XVI в.: РГБ. Ф. 304. № 679. Л. 23-38). Исследование Н. С. Серёгиной подтверждает раннюю датировку Службы (см.: Серегина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 189-193); под 22 нояб. ее текст впервые напечатан в Трефологионе 1637 г., затем - в Минее служебной московской печати 1610 г. и др.
24 нояб. 1634 г., при архиеп. Тверском Евфимии, во время поновления кафедрального Спасского собора, в приделе во имя М. Я. (известен по упоминаниям с 1615/16) у алтаря, состоялось обретение мощей св. князя, бывших до этого под спудом. С 27 нояб. начали фиксировать чудеса у гроба М. Я. 30 сент. 1654 г., при архиеп. Лаврентии, было совершено переложение мощей св. князя из каменного гроба в деревянную раку, над которой была сооружена сень. Оба события послужили созданию новых лит. произведений о М. Я. В статью об обретении мощей святого вошли и чудеса у его гроба. Слово на переложение мощей святого заключает многочисленные сборники, в к-рые входят 2 редакции Жития кон. 50-х гг. XVII в. Оба произведения, а также Похвала и Молитва были созданы, как выяснил Кучкин, по случаю установления празднования в честь переложения мощей М. Я. в 1654 г. неким причетником Спасского собора, бывшим свидетелем этого события.
После постройки нового Спасского собора в 1696 г. придел во имя М. Я. был заново освящен архиеп. Тверским и Кашинским Сергием. Придел был упразднен в 1715-1716 гг., на его месте оборудовали соборную ризницу.
Акафист св. князю написан тверским мещанином И. В. Долговым в 1881 г., одобрен Синодом 22 апр. 1882 г. (№ 795). Указ С.-Петербургскому духовно-цензурному комитету о печатании Акафиста был послан 27 мая 1882 г. (№ 1737). Акафист Долгова был отредактирован прот. кафедрального собора Г. П. Первухиным и напечатан в 1883 г. (см.: Попов. Акафисты. 1903. С. 316-319).
Обнесение св. мощей М. Я. вокруг кафедрального собора началось с 1831 г., когда холера впервые свирепствовала в Твери и крае. Крестный ход с мощами М. Я. совершался после поздней литургии 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи (Владиславлев В. Обнесение св. мощей в Тверской епархии // Тверские ЕВ. 1886. № 19. Ч. неофиц. С. 538-542).
В храме Христа Спасителя в Москве слева от алтаря находится дарохранительница, устроенная, вероятно, в дореволюционное время, с мощами М. Я. и прп. Марии Египетской, по предположению Г. С. Гадаловой, видимо, покровительницы его матери прп. Ксении (в монашестве Мария) (Гадалова Г. С. Инокиня Мария и Софьин монастырь: (К биографии вел. кнг. Ксении Тверской) // Святые и великие жены Руси как пример для семейного подражания: (Мат-лы науч.-практ. конф.). М., 2015. С. 65-80).
Образ М. Я. представлен на памятнике, открытом в честь 1000-летия России в Новгороде в 1862 г. (скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер).
18 мая 1919 г. вскрыли раку с мощами М. Я. и было отмечено, что хорошо сохранились череп и скелет. Гробница с мощами была оставлена в соборе, однако весной 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей рака (без мощей) была вынесена из храма, к-рый был передан обновленцам. После разрушения Спасского собора в ночь на 4 апр. 1935 г. мощи М. Я. находились в Тверском (Калининском) краеведческом музее в составе антирелиг. экспозиции. После занятия Калинина нем. войсками в 1941 г. дальнейшая судьба св. мощей М. Я. неизвестна.
В 1994 г. в Твери возникла обл. общественная орг-ция «Общество Михаила Ярославича Тверского» (с 2011 «Общество князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича»). По инициативе об-ва проводятся конференции, выставки, конкурсы, издаются буклеты и книги, читаются доклады в разных аудиториях края, создан Бортеневский мемориал (поклонный крест и часовня) в Степуринском сельском музее Старицкого р-на (Пономарев Г. Н. Общество князя тверского и вел. кн. всея Руси Михаила Ярославича. Тверь, 2011; Он же. Бортеневская битва: Мифы и реалии. Тверь, 2007). В Твери с 2011 г. в 1-е воскресенье после дня памяти М. Я. (22 нояб./5 дек.) проходит Свято-княжеский фестиваль авторской и духовной песни, организатор - свящ. Роман Манилов. Тверской писатель В. З. Исаков перевел Житие (Повесть) на рус. язык (Повесть о св. блгв. вел. кн. Михаиле Ярославиче Тверском: Редакция Софийской I летописи. Старица, 1991; Повесть о св. блгв. вел. кн. Михаиле Ярославиче Тверском: Редакции Софийской I летописи и Пространная редакция / Вступ. ст., пер. и коммент.: В. З. Исаков. Тверь, 1997. С. 23-31, 109; Памятники лит-ры Древней Твери. Тверь, 2002. С. 27-32; Тверская классика. Тверь, 2005. С. 159-164). В 2002 г. в центре Твери, на о-ве Памяти, у впадения Тьмаки в Волгу, был построен храм во имя М. Я., освященный архиеп. Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) 6 окт. 2002 г. «Крест Михаила Тверского» является высшей наградой Тверской обл. (учрежден 14 марта 2003).
Иконография М. Я. представлена в основном сравнительно поздними памятниками, связанными вплоть до 2-й пол. XIX в. преимущественно с тверскими землями. В эпоху позднего средневековья образ М. Я. был известен меньше, чем образы мн. др. св. князей и в т. ч. одноименного святого, также претерпевшего мученическую кончину в Орде,- Михаила Всеволодовича Черниговского. Тем не менее по сравнению с др. святыми того же чина иконография М. Я. выделяется древним происхождением, т. к. в ее основе, по-видимому, лежали изображения князя, созданные при его жизни или сразу после смерти.
Иконописные подлинники под 22 нояб. или в составе особых списков святых содержат сведения о неск. вариантах трактовки внешности М. Я. (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 172; Гадалова. 2013. С. 84). Немногочисленность таких текстов и частые случаи сопоставления М. Я. с кн. мч. Михаилом Черниговским свидетельствуют о малой известности Тверского князя и более позднем включении описаний его облика в иконописные подлинники. Если не считать текстов, описывающих лишь традиц. княжеские атрибуты, дополненные мученическим крестом («на главе шапка, в правой руке крест, в левой меч в ножнах» - ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 89; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 565. Л. 41 об.; ср.: Гурьянов. 1904. С. 11), М. Я. нередко описывается как облаченный в шубу и шапку средовек с легкой проседью, имеющий внешность, в т. ч. бороду, как у Михаила Черниговского («брада аки у Михаила Черниговского, и седина мала, на главе шапка, в шубе лазорь, отворота кунье, испод багров, в руке крест, а в левой меч в ножнах» - РНБ. Погод. № 1931. Л. 67 об.; «седина мала, брада Михаила Черниговскаго, на главе шапка…» - Большаков. Подлинник иконописный. С. 50; «брадою и всем подобием аки Михаило Черниговский» - ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 36 об.; ср.: ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 104. Л. 19 об.; Д. 149. Л. 61 об.- 62). Однако эта традиция, к-рая отразилась в ряде памятников, сближающих облик М. Я. с тем или иным вариантом облика Михаила Черниговского (с бородой длинной или короткой из вьющихся прядей), сочетается с иной, вероятно опиравшейся на ранние произведения тверского происхождения. Отличительными признаками 2-го варианта иконографии М. Я. служат ввиду отсутствия княжеской шапки большая залысина и короткие прямые волосы. Тем не менее в иконописных подлинниках и этот вариант, возможно из-за воздействия иконографии Михаила Черниговского, также описывается путем уподобления внешности обоих святых и включает упоминание шапки («Подобием плешив, надсед мало, брада аки Михаила Черниговского, на главе шапка княжеская, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 198-199; «Седина мала, плешат, брада Михаила Черниговскаго, на главе шапка, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах» - БАН. Строг. № 66. Л. 56 об.; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150. Л. 126). Редкое исключение составляют формулировки: «рус, брада Павла апостола, риза княжа шуба» (Филимонов. 1873. С. 15) и «образом рус, брада как у Бориса, плешив, шуба комка, испод лазорь» (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 617. Л. 72 об.). По-видимому, уподобление М. Я. ап. Павлу касалось не только бороды, но и прически - короткие волосы и большая залысина, открывающая высокий лоб. Возможно, эти описания без упоминаний княжеской шапки восходят к одному из самых древних и точных вариантов иконографии святого, к-рому принадлежат мн. произведения XVI-XVII вв. и более позднего времени. Тем не менее известны и др. изображения князя, не соответствующие этому типажу и, вероятно, в той или иной степени следующие иконописным подлинникам, которые рекомендовали изображать М. Я. подобно Михаилу Черниговскому и с шапкой на голове. Описание внешности М. Я. в пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым, ориентируется на изображения «плешивого» князя, но составитель по неизвестным причинам характеризует его как старца: «...типа русского, преклонных лет, плешив, с бородой средней величины, с проседью; одежды русских князей» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83). Отказываясь от традиц. атрибутов (креста и меча), Фартусов, как и в случаях с др. святыми, придает внешности князя национальный облик и, по-видимому, исходит из представлений о подлинном костюме князей средневек. Руси. Стремление достичь археологической точности в передаче костюма и атрибутов, воспроизвести «русский тип» и отчасти атмосферу рус. средневековья заметно во мн. изображениях М. Я. 2-й пол. XIX - нач. XX в.
Несмотря на отсутствие точных данных о бытовании рукописи до XVII в., есть основания полагать, что она долгое время находилась в Твери. Ее миниатюра или портретные композиции с образом М. Я., к-рые могли входить в состав росписей тверских храмов кон. XIII-XIV в. (в их число, возможно, входили изображения князя как ктитора с построенными им церквами), очевидно, повлияли на формирование иконографии князя-мученика и чтившейся местно кнг. Ксении (в иночестве Мария). Об этом свидетельствует созданная до 1685 г. икона М. Я. и инокини Марии с Тверским кремлем в руках из Спасо-Преображенского собора в Твери (ЦМиАР). Тем не менее мн. детали этого произведения характерны для княжеской иконографии эпохи позднего средневековья, а его композиция не позволяет говорить о точном воспроизведении гипотетических образцов, восходящих к XIV в.
Хотя повесть об убиении М. Я. возникла вскоре после его гибели, а местное почитание князя, вероятно, существовало в Тверском княжестве в XIV-XV вв., сведения об изображениях святого ранее XVI в. отсутствуют. Даже в этот период они крайне редки, хотя повесть о М. Я. включена в ВМЧ митр. Макария, а его общецерковное почитание установлено в 1549 г. По-видимому, и тогда князя почитали прежде всего в Твери. Отсутствие произведений этого времени объясняется гибелью убранства тверского Спасского собора, где был погребен М. Я., при пожаре 1537 г. и в период Смуты, неоднократными перестройками древнего храма и его разрушением перед строительством собора 1689-1696 гг. (кроме того, в XVI в. мощи святого, вероятно, находились под спудом). Примечательно, что изображение М. Я. не вошло в состав развернутого цикла фигур русских св. князей в росписи Архангельского собора Московского Кремля, программа которой восходит к 1564-1565 гг. (нельзя исключить, что при создании существующей стенописи 1652-1666 гг. образ князя был воспринят как изображение др. святого, напр. кн. Лазаря Сербского или кн. Феодора Ярославича, которые имеют внешность и атрибуты, характерные для иконографии М. Я.; см. воспроизведения: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. Ил. на с. 192, 205). В лит-ре приводятся сведения о наличии образа М. Я. и др. рус. князей в составе воинства мучеников на иконе 50-х гг. XVI в. «Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 521. С. 133), однако эта гипотеза маловероятна.
В кон. XVI в. образ М. Я. в шубе, княжеской шапке, с мечом или без него, в облике средовека с короткой бородой вошел в состав крупных монументальных ансамблей, выполненных столичными мастерами, что свидетельствует о распространении почитания святого и его включении в сонм наиболее известных русских князей. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (ок. 1598) Тверской князь представлен на западной грани сев.-зап. подкупольного столба, над фигурой кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, симметрично образу князя-мученика Михаила Черниговского, имеющего сходную с М. Я. внешность. В Благовещенском соборе в Сольвычегодске (1600), чья роспись, созданная по заказу Н. Г. Строганова, включает много образов мучеников и рус. св. князей, М. Я. вместе с кн. Всеволодом Псковским представлен на зап. грани юж. столба, симметрично фигурам Михаила Черниговского и боярина Феодора. Как и Черниговские чудотворцы, Тверской и Псковский князья изображены в повороте друг к другу, с одноглавым храмом в руках. Этот вариант, использованный не только в данной композиции, но и в изображениях нескольких др. княжеских пар, мог восходить к одной из разновидностей домонг. иконографии святых Бориса и Глеба или к изображениям св. Всеволода (Гавриила) с псковским Троицким собором. Восходящий к традиции ктиторского портрета, в данном случае он имеет в первую очередь символический смысл: М. Я. и Всеволод представлены в качестве защитников христ. Церкви, приносящих в дар Богу свою непоколебимую веру.
В столичном искусстве эпохи династии Романовых образы М. Я. встречаются реже, чем изображения др. святых рус. князей - Владимира, Бориса и Глеба, Михаила и Феодора Черниговских, Ярославских чудотворцев и Димитрия Угличского. Видимо, отчасти это было вызвано тем, что Москва располагала «собственными» святыми из дома Рюриковичей, претерпевшими мученическую кончину (Михаил Черниговский и царевич Димитрий, чьи мощи находились в храмах Московского Кремля). Однако обретение мощей М. Я. в 1634 г. должно было повлиять на распространение его почитания. При царе Алексее Михайловиче в дворцовой Образной палате хранились «образ благоверного князя Михаила Ярославича Тверскаго, оклад басемной, венец резной», а также «образ благоверного князя Михаила, оклад серебрен басемной, венцы резные» (Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в. / Предисл.: А. И. Успенский // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 18, 19), хотя последняя икона скорее всего изображала кн. Михаила Черниговского (составители описи Образной палаты не всегда точно определяли имена святых). Согласно описи ризницы Саввина Сторожевского мон-ря 1667 г., в этой царской обители хранилась икона М. Я., относившаяся к большому комплекту единоличных образов святых, которые возлагались на аналой в дни их памяти (Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. / Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. С. 31. (Мат-лы для истории Звенигородского края; 2); числится под 22 нояб.). Иконографические особенности икон из Образной палаты и Саввина Сторожевского мон-ря неизвестны; М. Я. мог быть представлен и фронтально, и в 3/4-ном повороте в молении. Образы князя изредка встречались за пределами Москвы, о чем свидетельствует вологодская (?) Владимирская икона Божией Матери с фигурами молящихся М. Я. и прор. Илии на полях (частное собрание). Следует отметить, что М. Я. не вошел в число воинов, князей и мучеников, представленных на знаменах сотен Государева полка в сер. XVII в. и в 70-х гг. XVII в., хотя на нек-рых из них были изображены не столь известные святые (Яковлев Л. П. Русские старинные знамена: Доп. к 3 отд. «Древности Российского гос-ва». М., 1865; Голованова М. П. Небесное воинство: Образы святых воинов на знаменах сотен Государева полка // Моск. Кремль XV ст. М., 2011. Т. 2: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Моск. Кремля: 500 лет. С. 189-199).
К XVII в. относятся первые сведения об изображениях М. Я. в Твери. В статье об обретении мощей князя описывается чудо 1606 г., когда захватившие Тверь поляки увидели в келье архиеп. Феоктиста икону М. Я., перед к-рой молился владыка, и опознали в изображенном воина, к-рый выезжал из города на белом коне и поражал их войска (Михаил Тверской. 2005. С. 208). Кучкин считает это предание сравнительно поздним и недостоверным (Кучкин. 1974. С. 194-195), хотя существование икон М. Я. в нач. XVII в. вполне вероятно. Сведения о приделе во имя М. Я. при тверском Спасском соборе относятся к 1615/16 г. (Дозорная книга г. Твери 1616 г. / Введ.: В. Н. Сторожев. Тверь, 1890. С. 13); очевидно, в нем находилась и икона князя. В писцовой книге 1626 г. этот придел, как и др. соборные приделы, не упомянут, однако в ней числится «икона благовернаго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго чудотворца на прозелени, венец у чудотворца серебрен резной позолочен, да цата серебрена позолочена резная, на подзоре с финифтом». Кроме того, в источнике фигурирует находившийся на посаде деревянный храм во имя М. Я. со сгоревшей в «литовское разоренье» ц. во имя прп. Симеона Столпника (Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 г.: Город Тверь. Тверь, 1901. С. 9, 74). Этот храм и икона из собора могли появиться еще в XVI в. По мнению А. М. Салимова, возникновение придела правильнее отнести ко времени после Смуты (Салимов. 2015. С. 103). Не исключено, что он был освящен по инициативе Тверского архиеп. свт. Арсения Элассонского (1613 - ок. 1616). В Житии свт. Арсения сообщается, что он восстановил тверской собор и 4 его придела, в т. ч. придел «святого князя Михаила Ярославича чудотворца» (Дмитриевский А. А. Архиеп. Елассонский Арсений и мемуары его из рус. истории по ркп. трапезундского Сумелийского мон-ря. К., 1899. С. 54). Хотя Салимов подвергает это сообщение сомнению (Салимов. 2015. С. 104), в целом оно выглядит вероятным, но неясно, возобновил ли свт. Арсений уже существовавший придел во имя М. Я. или впервые устроил его при соборе. В связи с этим представляется вероятным, что архиепископ заказывал произведения с образом Тверского святого. Об этом свидетельствует многорядная икона избранных святых из скита св. Анны на Афоне, вложенная туда свт. Арсением в 1621 г. (Θησαυροί του Αγίου ´Ορους. Θεσ., 1997. Σ. 149-150. Ν 2.83): в ее 3-м регистре среди Вселенских и Русских святых представлены свт. Арсений, архиеп. Тверской, и М. Я.- в княжеской шубе, без шапки, с хорошо заметной «плешью». Исполненное столичным мастером, это произведение, очевидно благодаря заказчику, следует тверской традиции иконографии князя.
Важной вехой в истории почитания М. Я. и развития его иконографии стало обретение мощей святого при ремонтных работах в Спасском соборе в 1634 г., при архиеп. Евфимии II, к-рый освятил (очевидно, возобновил) придел во имя М. Я. В статье об этом событии описываются исцеления от мощей и упоминается икона, стоявшая над гробом (Кучкин. 1974. С. 195; Михаил Тверской. 2005. С. 196, 203, 206), которая могла быть как образом, фигурирующим в писцовой книге 1626 г., так и новым произведением, созданным сразу после обретения останков святого. К периоду вскоре после 1634 г., вероятно, относится небольшой (38´ 26 см) образ М. Я. (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 1024. С. 490; Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. N 29). Написанная провинциальным мастером 2-й четв. XVII в., икона считается сев. памятником, однако гораздо более вероятно, что она исполнена в Твери как раздаточный образ архиерейского дома и является списком с надгробного образа М. Я. В пользу этой гипотезы говорит иконографическая схема произведения. Святой, названный в надписи «благоверным князем Михаилом Ярославичем, тверским чудотворцем», представлен в молении Спасу в сегменте; он облачен в шубу, голова обнажена. Характерный высокий лоб («плешь») свидетельствует о принадлежности памятника к древней тверской традиции, восходящей к миниатюре Хроники Георгия Амартола, но истолкованной в соответствии с иконографическими нормами XVI-XVII вв. Возможно, сходную композицию имела икона М. Я., упомянутая в описи Образной палаты царя Алексея Михайловича.
Обретенные мощи святого нек-рое время находились в каменной гробнице. 30 сент. 1654 г. они были переложены в деревянную раку, украшенную «внутрь извну велелепне якоже достоит». Архиепископ благословил вышить для мощей надгробный покров («устроити... плащаницу швеным художеством и изобразити на ней образ святаго великаго князя Михаила чюдотворца»). Он был вышит «тщанием и труды и верою ко святому безомздно царскаго величества стольнику Роману пореклу Бобарыкину в память себе и своему роду» (Колосов. 1902. С. 23-31; Михаил Тверской. 2005. С. 212-225). По сообщению писцовой книги Твери 1685-1686 гг., в возглавии покрова находилось изображение Троицы (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 19). Покров, очевидно, не сохранившийся, был самой ранней известной «плащаницей» для раки князя и должен был стать одним из его эталонных изображений, способствовавших формированию в Твери устойчивой иконографической традиции. Вероятно, вскоре после вклада покрова в соборе появился шитый сударь (выносная пелена), упоминаемый в 1685-1686 гг.: «...шито Спас стоящей, а в молении благоверный великий князь Михаил Ярославич, по червчату отласу золотом и серебром…» (Там же. С. 18). Это произведение, представлявшее собой редкий асимметричный вариант композиции «Христос с припадающими святыми» («Спас Смоленский») и соединявшее образ М. Я. как заступника Твери с образом Спасителя - патрона кафедрального собора, или аналогичная икона воспроизведены в прориси, опубликованной В. И. Успенским (Успенский В. И. Переводы с древних икон из собр. А. М. Постникова. СПб., 1898. Л. 80; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 252. С. 502-503). В этой композиции, к-рая по стилю может быть отнесена к сер. XVII в., Спаситель показан склонившим голову и протягивающим благословляющую десницу в сторону падающего на колени М. Я.; иконографические признаки святого, в т. ч. «плешь», аналогичны образу на иконе из ГТГ. Вероятно, с той же внешностью князь был представлен и на покрове.
Писцовая книга Твери 1685-1686 гг. показывает, что к этому времени в храмах города было очень мало изображений М. Я. (по крайней мере икон, на к-рых он был одним из главных лиц), однако в Спасском соборе и архиерейском доме они были представлены довольно большим количеством типологически и иконографически разнообразных произведений (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 13, 16, 18-19, 22, 23, 35, 138, 144, 196). Кроме покрова, вложенного стольником Боборыкиным, и шитого сударя в их число входили фигуры М. Я. и свт. Арсения на створках киота «старинного» образа Преображения (храмового праздника собора), стоявшего над дверями придела Введения Пресв. Богородицы во храм, икона М. Я. и его матери кнг. Ксении над юж. алтарными дверями, местная икона М. Я. у одного из соборных столбов (рядом с образом свт. Арсения), штилистовая икона М. Я., Арсения и Казанских чудотворцев - Гурия и Варсонофия (последний как епископ Тверской считался и Тверским святым). В приделе во имя М. Я. рядом с ракой святого стоял его образ в басменном окладе, с украшенным камнями венцом и цатой (т. к. в источнике упомянут только один венец, можно предположить, что на иконе отсутствовало изображение Спасителя, а князь был представлен фронтально или в молении перед десницей Господней), а в числе пядничных икон над ракой находился еще один образ святого. Сама рака в писцовой книге не описана, а только упомянута, поэтому неясно, существовала ли живописная или скульптурная фигура князя на ее крышке; кроме лицевого покрова, отождествляемого с «плащаницей» вклада Боборыкина, источник сообщает об «алтабасном» покрове, «опушка серебро з золотом, крест отлас червчат». В ц. Происхождения Креста Господня «на сенях» владычного двора писцовая книга отмечает «образ месной благоверного князя Михаила Ярославича Тверскаго чюдотворца да преподобного отца Макария Калязинского чюдотворца, на красках, строение Преосвященного Симеона архиепископа Тверскаго и Кашинского» (1676-1681). В городской Ильинской ц., согласно тому же источнику, находилась местная икона Спаса «в подножиих Тверские чюдотворцы», т. е., очевидно, образ Спаса на престоле или стоящего Вседержителя («Спаса Смоленского») с припадающими М. Я. и свт. Арсением. Князь и святитель были изображены на «осмилистовой» иконе в Никольской ц. на Зверинце, а в Борисоглебском храме их образы помещались на храмовой иконе вместе со святыми Борисом и Глебом (в молении образу Спаса). В Успенском Отроче мон-ре писцовая книга упоминает только один предмет с фигурой М. Я.- шитую епитрахиль, на которой кроме князя были представлены святители Василий Великий, Григорий Богослов, Петр и Филипп. Это произведение, созданное между 1652 и 1685 гг., отождествляется с епитрахилью из Отроча мон-ря, находившейся в дореволюционном собрании Тверского музея (ныне ТГОМ; Жизневский А. К. Описание Тверского музея: Археол. отд. / Примеч.: гр. А. С. Уваров. М., 1888. С. 125; Попов, Рындина. 1979. С. 493-494, 546-547. Кат. 3. Ил. с. 593). Изображения святых на епитрахили примитивны, их иконография упрощена; М. Я., по-видимому, показан в шубе, с непокрытой головой.
Судя по сведениям об иконах М. Я., созданных в 80-х гг. XVII в., он часто изображался не только вместе со свт. Арсением, но и с др. святыми, почитавшимися в Твери, а изредка - и с членами его семьи: с супругой прп. Анной Кашинской и с матерью Ксенией (инокиней Марией). В описи Архангельского собора г. Микулина, очевидно, составленной во 2-й пол. XVII в., упомянут «образ благовернаго великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго и святыя благоверныя княгини Анны Кашинския писан на празелени, венцы серебряныя, резаны с чернью, две гривны серебряны, золочены» (Микулинская летопись. М., 1854. С. 47); вероятно, он был создан после обретения мощей Анны в 1649 г., но подобные композиции не получили распространения из-за деканонизации святой в 1678 г. Не менее редкий иконографический вариант представлен иконой М. Я. и его матери, кнг. Ксении (Марии) (ЦМиАР, поступил в 1984 г. от частного лица; Попов. 1993. Табл. 180, 181. С. 275-276). Икона (51×40 см) в чеканном серебряном окладе, с такими же венцами и утраченными цатами отождествляется с образом из Спасо-Преображенского собора в Твери, опубликованным в 1864 г. (Соколов. 1864. Фронтиспис) и, очевидно, идентичным иконе «в три четьи аршина», «оклад и венцы и цаты чеканные» из Спасского собора, упомянутой в писцовой книге Твери 1685-1686 гг. (Писцовая и межевая книга Твери. 2014. С. 13); на этом основании памятник можно датировать несколько более ранним временем (1660-1670-ми гг.), а встречающиеся в лит-ре сведения о его вкладе в собор в 1702 г. архиеп. Сергием (Велтаховым) (напр.: Майорова. 2001. С. 49) признать неверными. М. Я. в шубе и его мать в монашеских одеждах изображены на фоне условного пейзажа, в молении Спасу на престоле, к-рому они подносят Тверской кремль с деревянными укреплениями и Спасским собором (судя по отсутствию каменной Владимирской башни, икона создана до 1674 - Салимов. 2008. С. 138). Композиция, в к-рой М. Я. и Ксения (Мария) предстают как заступники Твери, испрашивающие для ее жителей милость Господа (ее символизируют многочисленные лучи света, исходящие от престола Христа), вероятно, разработана специально для этого произведения, видимо, заказанного Тверским архиеп. Иоасафом (1657-1676), и не имеет непосредственных прототипов, хотя находит аналогии в других произведениях XVII в. с образами рус. святых (кн. Романа и царевича Димитрия Угличского с городом в руках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких - с мон-рем). Тем не менее изображение М. Я. с матерью и тема предстояния Спасителю на престоле легли в основу гипотезы, согласно к-рой образ из Спасского собора опирается на иконографию выходной миниатюры Троицкого списка Хроники Георгия Амартола, изображающей тех же лиц. Эту версию подтверждает облик М. Я. на иконе - короткие волосы, «плешь» и небольшая бородка. Этот вариант его облика был известен и ранее - он отразился в ряде произведений, связанных с Тверью, а одежды святых на иконе свидетельствуют о том, что ее создатель если и видел древние изображения Тверских князей, то не стремился к их точному копированию. Др. иконы М. Я. с Ксенией (Марией) неизвестны.
В новом Спасо-Преображенском соборе, возведенном в 1689-1696 гг., придел М. Я. был сохранен, но перенесен в сев. апсиду. В нем же была поставлена рака с мощами князя. При еп. Варлааме (Коссовском; 1714-1720) придел был упразднен, а раку поместили у юж. столба под устроенной для нее сенью. При архиеп. Митрофане (Слотвинском; 1738-1752) мощи М. Я. были переложены в новую раку, поставленную у юж. стены собора, перед входом в Введенский придел, и покрыты шитым покровом с изображением князя (Чередеев К. К., прот. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и до ныне. Тверь, 1859. С. 93, 94, 100, 114-115; Овсянников Н. Н. Краткие сведения о Тверском кафедр. соборе, как памятнике церк. древности. Тверь, 1896. С. 13; Соколов П. Сооружение серебряной раки св. блгв. вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому в 1747-1748 гг. // Тверские ЕВ. 1890. Ч. неофиц. № 4. С. 116-124; Майорова. 2008. С. 175-176; подробные сведения о раке содержатся в описи Спасо-Преображенского собора 1855 г.: Салимов. 2008. С. 248-249). Рака, обложенная серебряными пластинами, была создана в 1747-1748 гг. московским серебряником Г. Григорьевым, ранее делавшим раку для мощей свт. Арсения. Рака (находилась в ТГОМ, в 1992 передана Тверской епархии) сложной формы, характерной для стиля барокко, была украшена 16 золочеными клеймами с изображениями сцен из Жития М. Я. (приведение связанного князя на суд, возложение колоды на его шею, убиение М. Я., явление огненного столпа над его телом, явление светлых облаков, перенесение мощей М. Я. из Москвы в Тверь, его погребение, обретение мощей в 1634 г., исцеление древодела Назария, исцеление Даниила Мельницына, исцеление жены Акилины, явление огненного столпа после обретения мощей князя), княжеской короной, на к-рой имелись надписи, излагающие житие святого. В клейме на торце раки, у изголовья, М. Я., которому летящий ангел подносит венок, представлен со сложенными на груди руками в молении Иисусу Христу. Фоном композиции, названной в надписи «Святой благоверный князь молится о спасении града Твери и о людех», служит панорама Твери с крепостью и Спасским собором; облик святого соответствует установившейся в Твери традиции, хотя интерпретирован в духе барокко. Сцены на раке представляют собой уникальный образец житийного цикла М. Я., практически не известного по др. памятникам. Существуют и др. произведения прикладного искусства XVIII в. с образом святого - напр., потир 1781 г. (ТГОМ), выполненный московским мастером Ф. П. Студенцовым для Спасского собора по заказу архиеп. Арсения (Верещагина), с эмалевым изображением М. Я. и свт. Арсения на поддоне (на остальных медальонах поддона также представлены Тверские святые: преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские, Макарий Калязинский и Нил Столобенский - Русское серебро в собр. Тверского музея.: Кат. / Сост.: Т. А. Царева. М., 1991. С. 4, 32. № 31).
Возможно, из-за широкого распространения икон М. Я. и свт. Арсения, как правило исполненных в традиц. стилистике, в нач. XIX в. был создан особый иконографический тип, концентрирующий внимание на фигуре самого князя - одиночный образ М. Я., выдержанный в духе академической живописи с элементами позднего барокко. Примером служит икона, следующая одной из схем парадного портрета монарха: М. Я. с внешностью, характерной для тверских произведений XVII-XVIII вв., в горностаевой мантии представлен в условном интерьере с занавесом и столиком, на к-ром лежит княжеская корона; правая рука святого прижата к груди, а левая отведена в сторону, ею он указывает на вид центра Твери с собором и путевым дворцом (бывш. архиерейским домом); композицию венчает образ Спасителя в облаках (ГМИР; Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 164. Ил. 249). Существование аналогичной иконы с Распятием в руке князя (частное собрание) свидетельствует о том, что произведения такого типа не были уникальными; возможно, они создавались в расчете на посещение тверских святынь представителями столичной элиты, проезжавшими через город по пути из С.-Петербурга в Москву, или были косвенно связаны с пребыванием в Твери вел. кнж. Екатерины Павловны - супруги тверского, новгородского и ярославского генерал-губернатора принца Георгия Петровича Ольденбургского. К подобным памятникам, по-видимому, восходят произведения 2-й пол. XIX - нач. XX в. с образом М. Я., молящегося на фоне тверского кафедрального собора. Известны и др. иконы М. Я., написанные в академическом стиле; они принадлежали членам разных дворянских семейств: таков образ в серебряном окладе 1817 г. с.-петербургского мастера, вложенный в собор ап. Андрея Первозванного в с. Грузине (усадьбе А. А. Аракчеева) М. М. Волынским (вероятно, носившим имя святого князя), на нем М. Я. изображен в мантии и короне, со скипетром, молящимся в классицистическом интерьере (ГЭ; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Под ред. О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкого. СПб., 2000. Кат. R-167с. С. 383-385). На иконе с изображением ап. Филимона и М. Я. (ГИМ) сохранилось сообщение о написании образа в память о выздоровлении Н. В. Обресковой, урожденной Шереметевой, 22 нояб. 1798 г.- в день празднования обоих святых; образ князя наделен признаками условной иконографии государей, характерной для искусства Нового времени (мантия, корона с крестом, скипетр и держава). Акцент на подобного рода атрибутах заметен и в иконе 2-й четв. XIX в. с поясной фигурой молящегося святого (Гос. музей палехского искусства), при этом большой крест со скульптурным Распятием в руках князя напоминает и о его мученической кончине.
Важным этапом в развитии тверского направления иконографии М. Я. и одновременно его иконографии в академическом искусстве стало создание больших настолпных образов со сценами Жития князя для Спасо-Преображенского собора в Твери. В 1847 г., при Тверском архиеп. Григории (Постникове), с.-петербургский худож. П. Н. Орлов по заказу купца А. И. Сутугина написал картины «Напутствование князя Михаила» («Предсмертная беседа с духовником») и «Убиение князя Михаила» (ТОКГ; Майорова. 2001. С. 55). Первая из них изображает М. Я. в палатке с колодой на шее. К коленопреклоненному князю, обнимающему сына Константина, обращается иеромонах; отрок держит открытую Псалтирь, в палатку входит бритоголовый татарин, слетающий с небес ангел осеняет святого крестом. На 2-й картине татарин заносит нож над стоящим на коленях князем; к нему с небес спускается ангел с мученическим венцом и пальмовой ветвью, на заднем плане видны всадник в рус. доспехах (видимо, кн. Юрий Московский) и татарин (возможно, Кавгадый). Изображая святого, художник сохранил типичные черты князя, характерные для тверской иконописи. Согласно описи собора 1855 г., кроме упомянутых произведений на его столбах находились картина «Погребение князя Михаила» и «икона молящагося св. благовернаго князя Михаила, во весь рост, живописная... поправленная профессором строгановской рисовальной школы художником Орловым» (Салимов. 2008. С. 244). По нек-рым сведениям, ок. сер. XIX в. планировалось создание серии картин, посвященной убиению М., к-рая включала бы не менее 10 произведений (ГА Тверской обл. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 3079; Михаил Тверской. 2005. С. 302); не исключено, что речь идет о первоначальном замысле картин для Спасо-Преображенского собора, их число впосл. было ограничено четырьмя. Авторитет столичного мастера-академика, широкая известность его произведений, находившихся в кафедральном соборе Тверских архиереев, и публикация их литографированных репродукций в книге свящ. А. Соколова (Соколов. 1864) привели к тому, что сцены беседы М. Я. с духовником и убиения князя обрели популярность среди тверских иконописцев и живописцев. Эти композиции воспроизведены во мн. росписях храмов Тверской епархии 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также на нек-рых иконах (ср. образ, соединяющий элементы обеих сцен: Павлюченкова Э. Г. Лики и лица: История одной коллекции. Иркутск, 2009. Ил. б. н. ).
В описи тверского собора 1855 г. упоминается довольно много разновременных образов М. Я. (Салимов. 2008. С. 236, 239, 241, 244, 245, 246, 247, 248-249). Кроме единичных древних произведений (напр., существовавшего в то время шитого сударя XVII в., на к-ром князь был представлен в молении Христу в типе «Спас Смоленский», образа М. Я. и кнг. Ксении и, вероятно, иконы М. Я. высотой 1 аршин 14 вершков) и настолпных картин в храме находились запрестольный крест с иконописным изображением святого, икона М. Я. и свт. Арсения «живописной работы» в местном ряду иконостаса, поставленный перед ней малый иконописный образ тех же святых, «живописный» образ М. Я., св. Александра Невского, ап. Павла и равноап. Марии Магдалины (совпадение имен святых с именами императоров Павла I, Александра I и имп. Марии Феодоровны позволяет связывать это произведение с заказом вел. кнж. Екатерины Павловны во время ее пребывания в Твери) и др. произведения, в т. ч. рака 1747-1748 гг. и ковчег с частицей мощей М. Я. и его образом на крышке (он был обложен «тонким басебным серебром», из чего можно заключить, что это было произведение XVII в.).
Изображения М. Я. и сцен из его Жития, восходящих к картинам Орлова, нередко рядом с образами других - Тверских (напр., свт. Арсения) или общепочитаемых Русских святых (часто кн. Александра Невского),- присутствуют в росписях мн. храмов Тверской епархии XIX - нач. XX в., исполненных в академической традиции. Они сохранились в Смоленской ц. с. Алабузина, Никитской ц. с. Лозьева и Троицкой ц. с. Намескова (все - Бежецкий р-н), в ц. Спаса Нерукотворного в Бежецке, в Успенской ц. дер. Баскаки и Покровской ц. дер. Макарово Весьегонского р-на, в Покровской ц. дер. Озеряево Вышневолоцкого р-на, в ц. Рождества Пресв. Богородицы дер. Зиновьево и ц. вмч. Димитрия Солунского дер. Нов. Семёновское Калининского р-на, в Казанской ц. с. Красного, Духовской ц. урочища Лучинники и Преображенской ц. с. Спасского (все - Калязинский р-н), в Покровской ц. дер. Кононово и ц. Смоленской иконы Божией Матери дер. Кочемли (обе - Кашинский р-н), в ц. Рождества Христова с. Хабоцкого Краснохолмского р-на, Троицкой ц. с. Кой Сонковского р-на, а также в др. храмах. Одним из самых поздних примеров церковной росписи с посвященными М. Я. композициями служат стенописи 1928 г. работы живописца из Микулина Городища (ныне с. Микулино) Ксенофонта Ермакова в трапезной Успенской ц. с. Иваниши Старицкого р-на, где представлена сцена убиения святого в Орде по картине Орлова (Галашевич А. А., Финогенов А. И. Церковь Успения Пресв. Богородицы в с. Иваниши. М., 2004. С. 94-95. Табл. 32). Святой часто изображается средовеком с высоким лбом (с «плешью»), но в ряде случаев его образ идеализируется и теряет свои индивидуальные признаки. Князь может быть облачен в горностаевую мантию или условные рус. княжеские одежды, в т. ч. шапку из 2 полушарий; его атрибутами являются нож, пальмовая ветвь или меч, но иногда М. Я. изображается без них. Выбор того или иного иконографического варианта, очевидно, был обусловлен знакомством мастеров с разновременными образцами работы столичных и тверских художников, в т. ч. с произведениями, находившимися в тверском Спасском соборе.
В Новое время за пределами Тверской епархии образы князя-мученика были известны не только по тверским раздаточным образам, но и по храмовым иконам сравнительно немногочисленных церквей и приделов, освященных во имя М. Я., а также по минейным циклам. Вместе с образом ап. Филимона они входят в состав мн. иконописных и гравированных минологиев под 22 нояб. (икона 1-й пол. XVIII в. в Сампсониевском соборе в С.-Петербурге (Русская икона XVII-XVIII вв. в собр. Гос. музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора. СПб., 2003. С. 34-35); листы на нояб. гравированных святцев работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) и И. К. Любецкого (1730) (Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33.3, 34.3, 35.3); палехская икона из комплекта миней 1-й пол. XIX в. письма Т. И. Гагаева (?) из бывш. собрания М. Е. Елизаветина (Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. Кат. 135.3). Интерпретация иконографии М. Я. в этих памятниках зависит от их стилистического решения. В произведениях, выполненных в духе барокко, он представлен в княжеской короне западноевропейского типа, на иконах традиц. письма - в рус. княжеских одеждах (иногда в шапке); часто святой предстает в облике старца с довольно длинной бородой. Условные рус. атрибуты и передача индивидуальных черт облика князя наряду с использованием мотивов западноевроп. искусства нашли применение и в изображениях М. Я., носящих светский характер. В качестве одного из великих князей Владимирских он был представлен на медали из серии портретов рус. великих князей, царей и императоров 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX в., а также на рельефе Ф. И. Шубина 1774-1775 гг. из аналогичной серии для Чесменского дворца (Рязанцев И. В. Скульптура в России. XVIII - нач. XIX в.: Очерки. М., 2003. С. 504). Вероятно, подобные произведения легли в основу фантастических портретов М. Я., к-рыми в XIX в. иллюстрировались издания на исторические темы.
В сер.- 2-й пол. XIX в. в связи с актуализацией темы святости рус. государей образ М. Я. иногда встречался в декоре крупных столичных и провинциальных храмов. Вместе с прп. Анной Кашинской он представлен на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в. в Князь-Владимирском соборе в С.-Петербурге (Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. Ил. 203. С. 238): на этой иконе, вероятно, выполненной в столичной мастерской Пешехоновых, как и на других созданных там образах рус. князей, фигура М. Я. имеет сходство с образцами кон. XVI-XVII в., о чем свидетельствуют княжеская шапка и короткая борода. В монументальных ансамблях, где видна связь с академической традицией, он мог изображаться в условном рус. иконографическом облике князя-воина, в латах и горностаевой мантии, в облике русоволосого средовека (так он представлен на мозаическом образе 70-80-х гг. XIX в. в иконостасе Александро-Невского придела Исаакиевского собора в С.-Петербурге, выполненном по оригиналу Н. А. Майкова). В московском храме Христа Спасителя (1839-1883, воссоздан в 1994-1997) М. Я. вместе с др. св. князьями изображен в медальонах большой арки рядом с иконостасом придела св. Александра Невского (М. Н. Васильев); в состав ансамбля также вошли образы матери и супруги М. Я.- княгинь-инокинь Ксении Тверской и Анны Кашинской (Мостовский М. С. Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве. М., 1883. С. 126, 129). М. Я. был изображен на стене Введенской ц. с.-петербургского Мраморного дворца вместе с др. князьями-мучениками - Борисом, Глебом и Михаилом Черниговским, а также с Московскими митрополитами (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 48).
Распространение образов М. Я. в церковном искусстве рубежа XIX и XX вв., а также посвящение князю нескольких храмов (напр., при школе-приюте Об-ва Белого Креста на Очаковской улице в С.-Петербурге (1904) или ц. во имя св. Александра Невского и М. Я. (т. н. Великокняжеской) в Ельце, 1909-1913) объясняются тем, что он был соименным святым младшего сына имп. Александра III - великого князя (в 1899-1904 - наследника престола) Михаила Александровича (1878-1918), который род. в день памяти М. Я., 22 нояб. М. Я. изображен на многочисленных иконах святых покровителей имп. семейства, включая произведения, созданные после спасения имп. семьи при крушении поезда близ станции Борки 17 окт. 1888 г. Среди них есть образы, выполненные в академической манере (икона 1888 г. в Троицкой ц. в Ирбите; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екат., 1998. Кат. 498. С. 101, 223 (М. Я. ошибочно назван Черниговским); икона с образами Божией Матери, святых, празднуемых 17 окт., и тезоименитых святых царской семьи (ГМИР; Правосл. Петербург: Святые и святыни: Кат. выст. СПб.; Ораниенбаум, 2003. Кат. 76. С. 71, 81)), и иконы, созданные в стиле XVII в. иконописцами мстёрского происхождения (образ письма М. И. Дикарёва и Н. Тюлина, ГРМ (Религиозный Петербург. СПб., 2004. С. 487), М. Я. представлен на левом поле).
О почитании вел. кн. Михаилом Александровичем своего небесного покровителя свидетельствует его финансовая и организационная помощь в изготовлении новой раки для мощей М. Я. (мощи были переложены в раку, установленную между юж. столбами Спасо-Преображенского собора, 23 июня 1902). Серебряная рака с бронзовой сенью на 4 колоннах серо-зеленого мрамора, спроектированная кн. М. С. Путятиным в византийском стиле, по образцу саркофага Ярослава Мудрого, имела крышку с образом князя (Колосов. 1902. С. 14-22). М. Я. представлен на произведениях, принадлежавших вел. кн. Михаилу Александровичу - напр., на образке, поднесенном «августейшему шефу» офицерами 5 гвардейской конной батареи 23 окт. 1903 г. (частное собрание за рубежом). Возможно, для вел. кн. Михаила Александровича предназначался и серебряный складень 80-х гг. XIX в. со сценой убиения М. Я. в Орде и образами мучеников и архангелов на створках (собрание В. М. Федотова; Коллекция иконописи В. Федотова. 2013. Кн. 1. Кат. 132). В качестве святого покровителя великого князя и престолонаследника князь изображен М. В. Нестеровым на сев. алтарном пилоне ц. св. Александра Невского в Абастумани (Грузия) - резиденции скончавшегося в 1899 г. наследника престола вел. кн. Георгия Александровича (росписи 1899-1904; эскизы - ГРМ; ЦАК МДА). Образ М. Я. с непокрытой головой, в шубе, держащего меч в обеих руках, находится на юж. грани сев. подкупольного пилона, напротив фигуры свт. Николая Чудотворца - тезоименитого святого царствующего императора. Как и в композиции работы В. М. Васнецова, в произведении отражено желание художника соединить историческую достоверность изображения с осмыслением духовной жизни персонажа. Еще одним крупным произведением с образами династических святых, среди к-рых был и небесный покровитель вел. кн. Михаила Александровича, стал иконостас собора Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге, построенного в память 300-летия рода Романовых. В его местном ряду находились парные иконы, написанные М. И. Дикарёвым и его сыном и украшенные окладами в мастерской «Товарищества П. А. Оловянишникова и сыновей»,- образ свт. Николая Чудотворца и царицы мц. Александры (святых имп. четы) и образ свт. Алексия, митр. Московского (небесного покровителя цесаревича), вместе с М. Я. (ГМИР; Серебряная кладовая Музея истории религии. СПб., 2004. С. 21; обе иконы видны на фотографии иконостаса верхней церкви: Судьба храма - судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери / Авт.-сост.: прот. А. Сорокин, А. Зимин. СПб., 2006. С. 66-67). Это изображение князя (в шубе, шапке, с крестом и мечом), выдержанное в стиле иконописи XVI в., довольно точно соответствует предписаниям иконописных подлинников. Др. произведения, так или иначе связанные с именем вел. кн. Михаила Александровича, демонстрируют разные варианты иконографии М. Я.
Образ М. Я. широко представлен в совр. церковном искусстве. Его изображения отличаются разнообразием, т. к. ориентируются на разновременные и отличающиеся по стилю произведения. В мае 2008 г. на Советской (бывш. Почтовой) пл. Твери установлен конный памятник князю (скульптор А. Н. Ковальчук).